Каменностровский театр
Адрес:Санкт-Петербург, Каменный остров. наб.реки Крестовки, д.10 лит.А Каменноостровский театр - единственный сохранившийся в Петербурге памятник деревянного зодчества эпохи классицизма. Театр построен в 1827 году архитектором С. Л. Шустовым и в 1844 году капитально переделан А. К. Кавосом на Каменном острове, где находились летняя резиденция императора Николая I и дачи петербургской знати. Он был возведен в рекордные сроки – всего за 40 дней, за что восхищенный царь пожаловал архитектору бриллиантовый перстень. Спектакли устраивались летом. Здесь шли водевили, легкие комедии, балеты, позже – драмы, оперы, выступали крупнейшие артисты императорских театров. Уже первые зрители театра отмечали его изящество, великолепие и необычное устройство. Зал легкого деревянного здания имел партер на 250 мест. По бокам его шли два яруса лож, и оттого что они располагались не полукругом, как обычно, с любого места всем все было хорошо видно. Был еще и третий ярус с галереями. Всего в зале помещалось около восьмисот зрителей. При этом задняя стена могла раскрываться, и тогда спектакль шел на фоне естественных декораций окружающего театр парка. В 1882 году театр закрыли и стали использовать под склад декораций. В советское время, когда на территории Каменного острова был создан парк культуры и отдыха, театр реконструировали. Во время Великой Отечественной Войны, в блокадном Ленинграде, около театра была установлена специальная охрана, предотвратившая разбор театра на дрова….. Еще раз театр ремонтировался в 1966–67 гг., затем здесь располагалась площадка Оркестра имени Андреева, находившегося в подчинении Ленинградского телевидения. В годы реформ здание пребывало в запустении. О нем попросту забыли.Из-за частых наводнений и постоянно высокого уровня грунтовых вод памятник к 2007 году постепенно пришел в аварийное состояние. Вопрос о его сносе тогда стоял очень остро. «После долгих переговоров с театром (АБДТ – БН.ру) мы пришли к счастливому компромиссу и решили, что Каменноостровский театр может служить многим поколениям, - говорит глава комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Вера Дементьева. – Реконструкция была необходима. Но чтобы театр соответствовал всем санитарным нормам, правилам пожарной безопасности и т.д., нужно было подкапываться под существующий объект и строить подземный этаж». Это единственная возможность создать дополнительные площади для сценического оборудования, склада декораций, технических и служебных помещений, гардеробов, кафе, фойе для публики. Зрительный зал театра рассчитан на 398 зрительских мест. На чердаке размещаются мастерские для ремонта декораций, на втором этаже – буфет для зрителей, а основные театральные службы ушли под землю, на подвальный этаж, где созданы просторные гримерные и складские комнаты. Строительство велось по технологии top-down («вверх-вниз») на уровне 6,7 метров под землей. В отличие от традиционных западных подходов, где метод top-down используется исключительно при возведении современных объектов с развитой подземной частью, здесь «вниз» «ушло» новое строительство, а «вверху» реставрировался деревянный театр. При этом, во время проведения работ шёл постоянный мониторинг деформации и осадок как самого театра, так и соседнего памятника, дачи барона Клейнмихеля. В 2010 году, на XIX Европейской специализированной выставке по реставрации и охране памятников Denkmal-2010 , петербургскому проекту реставрации и приспособления для современного использования здания Каменноостровского театра присуждена Золотая медаль «За выдающиеся заслуги в области реставрации». Международным жюри особо отмечено уважение к подлинности, реставрация деревянных конструкций и сложнейшие работы по устройству подземного пространства театра. Для защиты фасада и деревянного декора, технологами ЗАО Кайман (представительство немецкого завода ALLIGATOR в России), была предложена программа Diffundin немецкого завода ALLIGATOR. Основу программы Diffundin, рекомендованную на Каменноостровский театр, составили следующие материалы:
Для специалистов система Diffundin известна своей долговечностью, которая, в свою очередь, обусловлена рядом специфических свойств каждого из компонентов: высокая степень биоцидной защиты пропитки Diffundin- Holz-Impragnierung, катионная технология изоляции поверхности от красящих органических соединений древесины, применённая в Diffundin-Uniprimer, долговременное сохранение эластичности, погодостойкости, адгезии и других свойств, присущее собственно краске Diffundin - Holzfarbe. И, конечно же, нельзя забывать о тандеме эластичность-паропроницаемость, характерном для всей системы в целом и позволяющем краске деформироваться и «дышать» вместе с деревом. http:// www.versiya.org;
Выполнен: 2010 г. |
|